Отношение к колдовству в эпоху раннего христианства.
С появлением христианства началась борьба с язычеством, и чтобы одержать верх в этой борьбе, нужно было чётко представлять своего врага. А по сему и создали образы своих врагов богословы эпохи раннего христианства, и, прежде всего епископ Гиппонский Августин Блаженный. Языческих богов объявили ужасными демонами и строго запретили с ними общение.
Не смотря на все запреты, многие продолжали соблюдать древние обряды, как и прежде прибегая к старинным языческим заклинаниям, и посещали святилища, которые остались от языческих времен. Церковь относилась всё с большим недоверием к этим обрядам и всячески предостерегала верующих от поклонения идолам. Церковь грозила отлучением в случае неповиновения. Людское легковерие в любую ворожбу порицалось проповедниками и епископами. Епископ Вормсский писал в своей книге, нападая на колдуний: "эти преступные бабёнки, не что иное, как лгуньи, соблазненные Дьяволом". И долгом святых отцов является убеждение в неразумии подобных фантазий.
Итак, мы видим, что христианская Церковь к колдовству относилась двойственно. С одной стороны церковь видела в колдовстве язычество, с которым вела активную борьбу, с другой же стороны считала колдовство обманом, глупой выдумкой. Конечно же церковники были настороже, но для преследования колдунов они не находили повода. Вскоре этому суждено было измениться….
Что послужило толчком к началу охоты на ведьм, и когда христианская Церковь объявила войну колдовству?
В 12-13 вв. образовались секты на христианском Западе, которые выступали с критикой Церкви. Большинство таких сект просуществовало недолго, ибо Церковь вела борьбу с ними. Но всё же две секты не только устояли, но и превратились в могучие реформаторские движения. Секта вальденсов - основатель Пьер Вальдо (отсюда и название секты). Секта катаров - то есть "чистых" (отсюда происходит немецкое "Ketzer", что значит еретик). Именно появление этих двух могучих движений предопределило во многом отношение господствующей Церкви к колдовству. Собственно это и послужило толчком к началу охоты на ведьм.
Взгляды вальденсов и катаров не совпадали по многим вопросам, но в одном эти две секты были единодушны - они осуждали безнравственность и стяжательство священников, епископов и монахов, которые проповедовали жизнь, отличающуюся от той, что вели сами. Со временем число приверженцев сект разрасталось всё больше. Секта катаров разрослась в огромную и могучую организацию. От Церкви отворачивалось всё больше людей. Вернуть утраченный авторитет не удалось даже, развернув широкую проповедническую компанию. Папе ничего не оставалась, кроме как прибегнуть к последнему средству - силе.
Этот жуткий крестовый поход против катаров длился с 1209 по 1229 г.. Область на юге Франции, где жили катары, была превращена в пустыню. Последствия этого похода были самыми ужасными, как для побежденных, так и для победителей. Покоренные провинции подчинились королю Франции, а Церковь задумалась, как так случилось, что она в таком бедственном положении.
Роковым стал ответ, найденный папой и его советниками: Церковь и её слуги не повинны в произошедшем, а замешан во всем сам Дьявол. Это он распространял еретические учения, что не надо соблюдать заповеди, что должно вести тихую жизнь и говорить "нет" богатству, греху и насилию. И смутил он своими лжеучениями сердца людские и поспособствовал отходу от Церкви.
Итак, прикрываясь благим намерением (борьба с самим лукавым) и с именем Господа на устах приняли решение, последствия которого были самыми ужасными…
После жестокого кровавого крестового похода против катаров (1209 - 1229) еретики укрылись за мощными стенами крепости Монсегюр. Весной 1244 года, после длительной осады, крепость пала. Состоялся безжалостный суд над пленными еретиками: все, не пожелавшие отречься от своих убеждений, а таких оставалось около 200 человек, были заживо сожжены у подножия крепости.
Иллюстрация Акилле Пикко
Далее: Инквизиция - что это такое, и что её укрепляло в борьбе с колдовством.